Цикл лекций об искусстве «Между классикой и авангардом: история искусства в движении» с Людмилой Стрельцовой

600,00
Совсем скоро стартует новый масштабный цикл лекций с Людмилой Стрельцовой «Между классикой и авангардом: история искусства в движении». На протяжении всего цикла будем путешествовать во времени — из XVII века в современность — и обсуждать развитие искусства в широкой ретроспективе.


8 ноября, 19:00
Селфи в искусстве. Развитие автопортрета
Слово «селфи» в современном мире знакомо всем, у каждого есть хотя бы один такой кадр. А теперь представьте мир без фотокамер. Ведь это было совсем недавно, и двух сотен лет не прошло — 1826 год считается годом появления первого фотоаппарата.

Об автопортрете никто и не думал, портрет-то не у каждого был (точнее, не каждый мог себе его позволить). И только человек, имеющий навыки рисования, мог изобразить себя сам. Отсюда вопрос: когда же появился первый автопортрет художника?

На лекции «Селфи в искусстве. Развитие автопортрета» поговорим о том, когда, как и зачем появился автопортрет. Посчитаем, сколько же автопортретов у рекордсменов в этом жанре среди художников, и почему это не всегда означает самовлюбленность (иногда — трагедию).

«Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той самой темой, которую знаю лучше всего».
— Фрида Кало

22 ноября, 19:00
Голландский натюрморт. Символика предметов
Натюрморт (фр. nature morte — «мёртвая природа») — тот редкий жанр живописи, где изображенные вещи, находясь в тесном взаимодействии между собой, вступают в «общение» и с нами, зрителями. Мы с удовольствием рассматриваем в музеях натюрморты старых мастеров, хотя живое и естественное в природе становится в них чаще всего вещью, неодушевленным или мертвым предметом. Искусство натюрморта учит нас видеть, любить и понимать мир, воспринимая его непреходящую ценность.

В натюрмортах художники не изображают вещи «с натуры», а предварительно подбирают и выстраивают их в соответствии со смысловой и художественной задачей. И чтобы стать объектом натюрморта, плоды и фрукты должны быть сорваны, цветы — срезаны, рыбы, звери и птицы — отловлены и убиты. Объекты превращаются в символы, а сами картины содержат в себе некие сообщения, тайнопись, значения которых особенно у старых мастеров отличаются большим разнообразием.

Голландский натюрморт, показавший мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью — своеобразная интеллектуальная игра, в которой зрителю предлагается разгадать определенные знаки. В Голландии XVII века работали сотни мастеров этого жанра. Различные регионы страны специализировались на разных видах натюрморта.

Словно на витрине, художник расставляет перед нами кухонную утварь, цветы, фрукты, предметы быта, заморские диковинки, желая через их красоту рассказать о благосостоянии своей родины, и, казалось бы, все в них просто и понятно.
Однако так уж ли они просты? Правильно ли мы понимаем натюрморты, особенно старинные?

Горящая свеча — символ человеческой души, её затухание символизирует уход. Зеркала и стеклянные шары — символы тщеславия. Бабочка, сидящая на стебле, олицетворяет бес­смертную душу. Зрелые плоды — плодородие, а ростки зерна, или ветви плюща — это символы возрождения и круговорота жизни. В натюрмор­тах, как правило, сохранялись двойное значения образа, и зритель волен вы­брать один из двух смыслов или совместить их.

6 декабря, 19:00
Что случилось с искусством?
«Надо сделать так, чтобы зритель задумывался, что же он видит, а не просто пассивно принимал, что ему показывают»
— Марсель Дюшан

Искусство давних эпох в целом вызывает доверие. Это качественно, масштабно и надежно. Много веков у искусства была практически одна цель — создавать красоту. Основным заказчиком была церковь, поэтому через искусство закладывались представления о мире, надежде на райскую жизнь, страх адского пламени.

Что же случилось в искусстве, почему до середины XIX века искусство радовало, восхищало, успокаивало, не вызывая дискомфорта, а потом художники решили, что искусство — не развлечение, что оно не должно восхищать и радовать. Вообще ничего не должно! Вместо духовного и интеллектуального идеала — реальная жизнь.

Современное искусство разрешило нам быть не идеальными. Его цель — провокация и рефлексия. Задуматься, попытаться понять, не отрицать, услышать себя. Приходите говорить, обсуждать и рефлексировать. На лекции «Что случилось с искусством?» увидим, когда, почему и зачем изменилось искусство и как от всем понятных и привычных Венер и Апполонов искусство пришло к Черному квадрату.


20 декабря, 19:00
Черный квадрат. Почему ваш ребенок так не сможет
«Квадрат живой, царственный младенец. Первый шаг чистого творчества в искусстве. До него были наивные уродства и копии натуры».
— Казимир Малевич.

Живопись, по мнению художника, больше не является средством для изображения реальности. Поэтому многих пугает и расстраивает именно то, что в «Чёрном квадрате» зритель упирается в фигуру, нарисованную на холсте. Он пытается ее понять, что-то увидеть, но не получается. А так хочется, согласитесь? Ведь так понятней, привычней.

Малевич — это мощная энергетика, сила и несомненная лидерская харизма, он легко увлекал, объединял и вел за собой. Давайте разберёмся, в чем ценность самой знаменитой, самой загадочной и самой пугающей картины на свете.

Лектор : Людмила Стрельцова
Преподаватель истории искусств, преподаватель высшей категории Хабаровского краевого колледжа искусств и искусствовед
Постоянный лектор «Простой Неформальности»
Вам может понравится