// ЦИКЛ ЛЕКЦИЙ ОБ ИСКУССТВЕ С ЛЮДМИЛОЙ СТРЕЛЬЦОВОЙ //
800,00
₽
₽
купить билет
// ЦИКЛ ЛЕКЦИЙ ОБ ИСКУССТВЕ С ЛЮДМИЛОЙ СТРЕЛЬЦОВОЙ //
Мы так соскучились! Знаем, вы тоже :)
Настало время разбирать билеты на любимые лекции с нашим постоянным лектором Людмилой Стрельцовой!
Расписание: // 18 СЕНТЯБРЯ В 19:00 // ПРЕРАФАЭЛИТЫ. ВИКТОРИАНСКИЙ АВАНГАРД XIX ВЕКА
В 1849 году молодые английские художники обнаружили, что современная английская живопись зашла в тупик. Было принято решение о создании секретного общества, названного Братством прерафаэлитов — общества, находящегося в оппозиции по отношению к официальным художественным течениям. Решено, что наилучшим способом для возрождения живописи будет возвращение к искренности и простоте раннего итальянского искусства (то есть искусства до Рафаэля, которого прерафаэлиты считали основателем академизма и человеком всё испортившим). Отвергнув академические клише, трое живописцев нашли вдохновение в Средневековье и раннем Ренессансе — эпохах, которые Королевская академия искусств считала «примитивными».
В чём это проявилось? ~ Интерес к религиозным сюжетам. Но не академическое прочтение, а изобретение новых, дополненных трактовок. ~ Использование открытых цветов и белого грунта — работы получались яркие, насыщенные. Кстати, эта технология позволила сохранить картины в практически идеальном состоянии до нашего времени. ~ Линейная трактовка форм и декоративно-плоскостная композиция. ~ Верность натуре(тоже протест академизму).
Основное правило прерафаэлитов — быть максимально близкими к природе и естественной красоте. Они раньше импрессионистов вышли на пленэр и испытали все прелести работы на улице. Группа разрослась до семи человек, которые создавали причудливые произведения, наполненные натурализмом, символикой и светом.Первые картины художников-прерафаэлитов, представленные на выставках Королевской художественной академии, беспощадно критиковали. Самих художников поначалу воспринимали как компанию выскочек и святотатцев, а их творческие принципы высмеивали как средневековый бред, который тормозит прогресс. Но самый влиятельный, молодой и красноречивый арт-критик Англии Джон Рёскин поддержал Братство, и прерафаэлиты получили покровительство и мощную теоретическую базу для своих поисков.
С поддержкой Джона Рёскина, которому в Англии верили безоговорочно, прерафаэлиты быстро стали знаменитыми, а вскоре и богатыми. Это первая группа художников в Европе, чье искусство стало массовым. Братство прерафаэлитов просуществовало всего около пяти лет, в 1853 году движение раскололось. Хотя Братства больше не существовало, термин «прерафаэлиты» употреблялся в Великобритании ещё два десятилетия в отношении более широкой группы художников. Тезисы и мысли прерафаэлитов будоражили общественность, их идеи проникли во многие сферы культуры: дизайн, иллюстрацию, декоративное творчество и в литературу. Важная заслуга искусства прерафаэлитов в том, что они первыми занялись изменением окружающего мира по законам искусства и в прямом смысле меняли повседневную жизнь людей.
// 2 ОКТЯБРЯ В 19:00 // ДАНТЕ ГАБРИЭЛЬ РОССЕТТИ. ЖИВОПИСЬ КАК СТРАСТЬ
Переводчик, поэт, график и основоположник Братства прерафаэлитов — всё это соединилось в одном человеке, звали которого Данте Габриэль Россетти. Данте Габриэль Россетти, прерафаэлит, отец эстетизма и символизма и главное действующее лицо Братства прерафаэлитов — чистокровный итальянец. Отец его, Габриэль Россетти, — карбонарий, сбежал в Англию, где преподавал в Королевском колледже итальянский язык и литературу. Мать — Фрэнсис Лавиния Полидори, так что прерафаэлит — экзотического происхождения. Интересно, о чем думал итальянский эмигрант и убежденный карбонарий Габриэль Россетти, когда назвал своего первенца, родившегося уже в Лондоне в 1828 году, Данте Габриэль? Разумеется, Данте Алигьери был у него любимым поэтом. Как бы там ни было, но имя, данное при рождении, во многом определило дальнейший жизненный путь юного Данте Габриэля. Трудно сказать, как он чувствовал себя в детстве среди Биллов, Диков и Гарри. Иногда такая вопиющая непохожесть приводит и к формированию ужасных комплексов, а иногда наоборот — ребенок с раннего детства ощущает свою исключительность и гордится этим.
С Данте Россетти произошло как раз второе. Он всегда чувствовал свою близость, практически родство со своим с великим тезкой. Россетти был независимым, обладающим вспыльчивым характером и темпераментом, он быстро и легко увлекался, мог пойти на сумасбродные поступки, при этом был проницателен. Обладая итальянским нравом, Россетти не боялся резко менять свою жизнь. Сегодня он мог заниматься переводами, завтра бросить академию и делать копии популярных сюжетов.
Любимому делу он отдавал душу, а то что «нужно» и «должно» не мог выполнять физически. Открытый, отличавшийся искренностью и импульсивностью, с ноткой бесстрашия красавчик Россетти пользовался популярностью у дам. Но он не придавал многочисленным связям серьёзного значения. Этапы творчества Россетти можно делить не по новым картинам или изменению стиля, а по тем женщинам, которые становились его натурщицами. Каждая вызывала у него сильные чувства, а потому полотна наполнены гаммой эмоций. Эстетизм, эротизм, культ красоты и художественного гения. «Россетти был планетой, вокруг которой мы вращались. Мы копировали даже его манеру разговора».
// 16 ОКТЯБРЯ В 19:00 // «Уильям Холман Хант. Натурность и символизм»
Уильям Холман Хант вырос в скромной рабочей семье и стал третьим из семи детей. Его отец, работавший кладовщиком, был человек набожный, все дети с юных лет приобщались к чтению Библии и регулярно посещали церковь. Уильям рано почувствовал тягу к рисованию, но, естественно, отец не поощрял этого увлечения. И всё-таки родители согласились с тем, что у юноши имеется талант, достойный профильного образования. Хант поступил в художественную школу при Королевской академии и его преподавателем стал основатель и первый президент Королевской академии, знаменитый художник-портретист Джошуа Рейнольдс. Юноша учился прилежно, и всего через год начал представлять свои работы на престижных выставках. Но тут Хант знакомится с художниками Данте Габриэлем Россетти и Джоном Милле, и все вместе они разочаровываются в незыблемых методах и канонах художественного образования. Трое друзей образовали тайное общество, которое назвали «Братство прерафаэлитов».
Хант тяготел к высокой детализации своих работ, старался максимально приблизить пейзаж к естественной, природной среде. Хант много путешествовал, чтобы подыскать натуру для своих картин.
Будучи глубоко набожным, картины художника на темы библейских притч отражали приверженность христианству и его ценностям, сочетая пристальное внимание к христианскому писанию с современной иконографией. При этом произведениям Ханта всегда был свойственен глубокий символизм. Зрители часто не понимали и доходило до того, что его друзьям приходилось обращаться к публике через прессу, дабы объяснить, что именно символизирует тот или иной предмет на его картинах.
Уильям Холман Хант не смог добиться всеобщего признания, к которому стремился, но он единственный из основателей Братства прерафаэлитов, кто вплоть до конца жизни остался верен тем воззрениям на искусство и эстетическим принципам, которые увлекали его в юности.
// 30 ОКТЯБРЯ В 19:00 // ДЖОН ЭВЕРЕТТ МИЛЛЕ. ОДЕРЖИМЫЙ ВУНДЕРКИНД
Джон Эверетт Милле был настоящей звездой и самым любимым художником британцев в XIX веке. Всё в его жизни случалось слишком рано: ученичество, бунтарство, признание, женитьба, дети, слава, деньги, титулы, внуки, наконец, творческая усталость, изматывающая востребованность, но в любой из этих моментов — поразительная работоспособность.
Одноклассники дали Милле прозвище Малыш — он был самым юным студентом за всю историю Королевской академии. Малыша приняли туда в 11 лет. Ему повезло: никакие прыгалки, салочки и и другие глупые игры не отвлекали его от серьезных академических штудий. К окончанию академии и к своим 17 годам он успел принять участие в выставках, получить несколько медалей и понять, что традиционная живопись — это скучно и безжизненно. Данте Россетти, Холман Хант и Милле решили изменить все британское искусство.
Милле одержим точностью — в следующие несколько лет он с утра до вечера каждый день проводит на пленэре. Меняются сезоны, и на одной его картине цветут сразу все летние и осенние цветы, но написаны они так, что профессора ботаники будут скоро приводить студентов изучать строение растений по его картинам. Пока одни его богемные сверстники галлюцинировали и пытались покончить с собой в опиумном угаре, а другие искали смысла жизни в дальневосточных паломничествах, меняли любовниц и транжирили деньги, Джон Эверетт Милле по не самой привычной в английском обществе лестнице двигался к высшим его ступеням. Несмотря на дерзость, проявленную в юности, Милле получил за свою жизнь все возможные и невиданные до сих пор почести, доступные художнику в Англии.
Лектор — Людмила Стрельцова, преподаватель истории искусств, искусствовед, постоянный лектор «Простой неформальности».
Стоимость билета — 800₽. Рекомендуем вам приобретать билеты заранее, поскольку количество мест ограничено 🤍