// ЛЕКЦИИ ОБ ИСКУССТВЕ С ЛЮДМИЛОЙ СТРЕЛЬЦОВОЙ. ЦИКЛ «АР-ДЕКО» //
600,00
₽
₽
купить билет
07.02.2024 - 06.03.2024 начало в 19:00
// АР-ДЕКО. ЭПОХА КОНТРАСТОВ // 7 февраля 19:00
Ар-деко. Намеренно дорого и солидно красиво.
Стиль ар-деко возник как эстетический ответ искусства на промышленную революцию, которая в 1920-е годы, после окончания Первой мировой войны, стремительно набирала обороты. Стиль был призван украсить жизнь людей, измученных войнами и революциями начала столетия. Поэтизация прогресса была одной из самых заметных черт нового стиля.
Для стиля ар-деко характерна обтекаемая геометрия эпохи технического прогресса, чистые и сильные линии, стилизованные мотивы, строгая эстетика новых материалов и механизации, пришедшая на смену замысловатым природным формам и драгоценным материалам ар нуво и модерна. Следуя за археологическими находками своего времени, этот сугубо декоративный стиль также вобрал в себя элементы изобразительного искусства классической античности, Египта и культуры ацтеков.
Блеск и роскошь, отчаянное желание наслаждаться жизнью— так обычно характеризуют ар-деко. Этот стиль расцвел между двумя мировыми войнами, но пользуется популярностью до сих пор. На лекции поговорим о чертах ар-легко в моде, архитектуре, дизайне и других областях искусства.
// ХУДОЖНИКИ АР-ДЕКО // 21 февраля 19:00
ТАМАРА ЛЕМПИЦКА
«Я украсила Париж не меньше, чем Эйфелева башня».
Тамара Лемпицка – американская художница из семьи русского еврея и польки, ставшая олицетворением гламура и направления ар-деко.
Гениально изобретает собственный коктейль из умягченной версии кубизма, четкой геометрии драпировок и локонов античных статуй, сбрызнув лаковым лоском и прямолинейностью чистого цвета. Картинам художницы присущ ясный, немного холодный колорит, чистые цвета, элегантные точные линии. Поздний кубизм приправлен неоклассицизмом. На ее портретах — князья и маркизы, на многочисленных ню — ослепительные красотки, в ее арсенале — эпатажные любовные связи, в друзьях — знаменитые художники.
Она создала собственный независимый стиль, что было относительно редким достижением для женщины той эпохи. Выработанная Лемпицкой эстетика ее произведений отвечала вкусам богатых обывателей, а аристократки и жены обеспеченных промышленников наперебой заказывали у нее портреты, чаще всего в натуральную величину.
ЭРТЕ
Роман Петрович Тыртов — русский по происхождению, французский художник, скульптор, декоратор, автор костюмов и сценических декораций, модельер и иллюстратор, который работал в стиле ар-деко и жил им. Знаменитый, признанный, востребованный, фантастически работоспособный, он прожил 97 лет в прекрасном, легкомысленном, безграничном мире грез, который если и давал трещины, то очень редко.
Современник кубизма, фовизма, экспрессионизма, а позже — абстрактного экспрессионизма и всех авангардных художественных течений ХХ века, Эрте настойчиво и уверенно работал только в стиле ар-деко. Этот стиль — эклектичный, декоративный, вдохновленный японскими гравюрами наравне с роскошными балетными костюмами, египетской и индейской экзотикой, с античными силуэтами и сложными драпировками рококо.
Эрте рисовал обложки для модных журналов, эскизы женской и мужской одежды и украшений, создавал дизайн интерьеров и этикетки для коньяка, занимался оформлением сцены и сценическими костюмами. Дорогие материалы, инкрустации, жемчуг и бархат, нарочито изысканные, вытянутые, невесомые тела людей и животных — Эрте удавалось не соскальзывать в кричащую безвкусицу и сохранять при этом необходимую легкость.
// АР-ДЕКО В СССР НЕ БЫЛО? // 6 марта 19:00
А был ли вообще ар-деко в СССР? На этот счет существуют разные мнения. В 1920–30-е годы стиль ар-деко — декоративный, но брутальный, тонкий, но монументальный — ловко находил компромисс между набравшим силу модернизмом и стремлением к новой классике, поиском национальных корней, увлечением архаикой и интересом к новым материалам.
Социальное пространство у художников Запада и Советской России было разное, но историческое время было, по сути, одно и то же. В Советской России в 1932 году, когда проводился конкурс на главное сооружение страны, были сформулированы новые принципы советской архитектуры.
С 1933 гопо 1936 вся страна, от Архангельска до Хабаровска, застраивалась жилыми домами, кинотеатрами, школами, домами культуры, больницами, клубами в странном, довольно экстравагантном стиле, совсем не похожем на сталинский ампир, а скорее напоминавшем западные примеры ар-деко. Что это было и как опознать советский аналог ар-деко — постконструктивизм? Попробуем понять и разобраться.
Однако совершенно ясно, что одним из главных отличий советского варианта стиля от западного является его крайняя идеологизация. Это важнейшая составная часть новой политической парадигмы, инструмент манипуляции массовым сознанием, и это наиболее ярко проявилось в пространственных искусствах.