Цикл лекций с Алёной Карбовской «История искусства: женщины»

500,00
3 лекциии об истории искусства с Аленой Карбовской.

Когда просят назвать художников XX века, мы сразу вспоминаем Малевича, Пикассо, Уорхола... И среди ответов за редким исключением встретишь
женскую фамилию. А ведь у каждой из них яркая судьба и список достойных картин и заслуг. Гончарова, Попова, Серебрякова, Мухина, Мастеркова и многие другие. Есть что запомнить!

Каждая лекция из цикла «История искусства: женщины» посвящена одному из периодов в русской истории искусств прошлого века. И рассматривать этот период мы будем через работы ярких художниц своего поколения.

1 ноября, 19:00
«Те самые амазонки авангарда»

Ольга Розанова, Любовь Попова, Варвара Степанова, Надежда Удальцова, Наталия
Гончарова и Александра Экстер. Художницы не были объединены в группу: их объединил
авангард — новая художественная доктрина, взорвавшая художественный мир в первое
десятилетие ХХ века.

Наталья Гончарова, внучка богослова, переворачивает традиционное религиозное
искусство, возвращая ему народные формы в духе неопримитивизма. Также она – яркая
художница авангарда, которая создает эскизы к «Русским сезонам» Дягилева. Ольге Розановой было тесно в мире художественных направлений, изобретенных мужчинами, и тогда она придумала собственное — цветопись. Главная работа Ольги Розановой «Зеленая полоса» — простое и мощное противопоставление «Черному
квадрату» Малевича: не конец искусства, а живая и динамичная перспектива.
Космополитка Александра Экстер совершила революцию в сценографии: для спектакля
«Фамира-кифаред» она создала систему декораций, полностью состоящую из
геометрических фигур.

Варвара Степанова, самая радикальная и принципиальная, была создательницей
авангардного советского текстиля. В 1922 году заработала Первая ситценабивная фабрика
в Москве, для которой Степанова и Попова разрабатывали орнаменты тканей. Они играли с цветами и размерами орнаментов, наблюдая, как изменения меняют внешний вид и даже возможности использования материала.
А Надежда Удальцова, используя элементы кубизма и супрематизма, разрабатывала
собственную манеру.

Находки авангардисток в дизайне и других областях производственного искусства
определили облик быта советского человека во второй половине века. А вот их живописные работы вскоре оказались под запретом в СССР. Впервые их показали западной публике, в 1980 году на выставке в Кельне.

15 ноября, 19:00
«От символизма к соцреализму»

Зинаида Серебрякова, Вера Мухина и Татьяна Яблонская — три звонких имени в истории искусства. Нежность и тонкость Серебряного века, мощь и изящество пластической формы и неизменный оптимизм соцреализма.

Если бы по мотивам биографии Зинаиды Серебряковой сняли художественный фильм, это
была бы пронзительная драма — ранняя смерть мужа, выживание в революционной России
с четырьмя детьми, эмиграция, признание на родине и его отсутствие за рубежом.
Вера Мухина моделировала женственные платья и ваяла брутальные скульптуры, создательница скульптуры «Рабочий и Колхозница» начинала с авангарда, но советские реалии вносили
свои правки.
Татьяна Яблонская — удивительная художница. Родилась в 1917 году, умерла в 2005, став
свидетелем почти всего 20 века. Художница прошла путь от бытовой живописи до импрессионизма; участвовала в Венецианской биеннале, а ее персональные выставки
проходили от Лондона до Парижа.

29 ноября, 19:00
«Амазонки левого МОСХа»

1970-80е. При Московском союзе художников возникает молодежная секция МОСХа. Эти
художники позволяют себе высказывания, альтернативные соцреализму. Их называют
«Левым МОСХом». И здесь очень ярко выступают женщины-художницы.
В искусстве нонконформизма женщин крайне мало, и это тоже, как правило, подруги и жены. А вот на советской официальной сцене вдруг выстреливают Татьяна Назаренко, Наталья Нестерова, Ольга Булгакова и Елена Романова. Это искусство, о котором критики спорили очень активно, потому что оно далеко уходило от соцреализма.

В работах Татьяны Назаренко видно отсылки и к жанру XVII в., и цитаты из XVIII, и разговор о состоянии советского общества.16:10
Вместо общества появляются маленькие сообщества — группы людей, которые изображены, в отличие от соцреализма, не за работой, а во время отдыха.
У Натальи Нестеровой тонкие живописные нюансы совмещаются с очень наивным рисунком, где-то лубочным. Это похоже на попытку интеллигента сказать что-то очень грубое, выразиться довольно жестким языком. Этот сленг, жаргон становится стилем её работ.
Ольга Булгакова, мастерски сочетая элементы символизма и сюрреализма, театральности и
абсурда, строила свои работы на крайностях, поражающих воображение зрителей, шокирующих и заставляющих трактовать увиденное по-своему.
Елена Романова представила свою эпоху через автопортреты и портреты известных современников и современниц. В портретах каждая деталь — от панельки или фонаря на фоне до изгиба брови — рассказывает сокровенные истории знаменитостей, где искусство и жизнь так тесно переплетены, что сами они иногда забывают, когда кончается игра и начинается реальность.

13 декабря, 19:00
«Художницы-нонконформистки»

Те, кто входил в круг неофициального искусства. Те, кто не остался в тени своих именитых мужей и друзей. Лидия Мастеркова, Ирина Нахова, Мария Чуйкова, Лариса Резун-Звездочетова. Художниц разных «кружков» объединяло одно — они были не согласны работать в нужном советскому государстве стиле. Они чувствовали разрыв между авангардом и тем, что выставлялось на союзных выставках. Они делали свое — концептуальное, метафизическое, иное — дома, в маленьких мастерских. Их работы — это попытка соединить разорванную память поколений, встроить
себя в семейную историю и историю страны.
Лидия Мастеркова — одна из «пионерок» возрождавшейся отечественной абстракции,
представительница «Лианозовской группы» и участница «Бульдозерной выставки». В
периодах ее творчества была и фактурная коллажная живопись с использованием
старинных тканей, кружев, парчи, фрагментов церковных облачений, а также большой этап
«космизма», связанный с восприятием космоса как эскапистского пространства, в котором
нет места официозу, идеологии.
Ирина Нахова — ключевая фигура московского концептуализма, одна из первых русских
художниц, начавшая заниматься искусством инсталляции в России, создав в середине
1980-х в своей квартире серию крупномасштабных проектов «Комнаты». В своих работах Нахова часто совмещает живопись и объекты.
Творчество Марии Чуйковой во многом связано с темой еды как основы человеческой
жизни. Работы, похожие на картинки из советской книги для детей, так и манит
нас закрыть глаза и словно наяву ощутить тот самый запах маминого обеда, возникающий на кухне и проникающий во все уголки
квартиры, возбуждающий молодой и здоровый аппетит. И потом долгожданное: «Идите
обедать!». Перфомансы Чуйковой отсылают прежде всего к феминистическому искусству:
художница с подчеркнутой покорностью занимается исполнением именно тех
обязанностей, которые предписываются женщине.
Лариса Звездочётова-Резун находит «прекрасное» в пестром калейдоскопе
повседневности. Представительница одесского авангарда, заявившая о себе в Москве в 80-
е использует практики народных ремесел, образы массовой культуры и китч бытовой
самодеятельности.

Лектор:
Алёна Карбовская - музеолог, хранитель музейных ценностей в Гродековском музее

Вам может понравится